Минский автомобильный – на пороге своего 75-летия. Мы вспомним тех людей, …

Минский автомобильный – на пороге своего 75-летия. Мы вспомним тех людей, которые стояли у истоков создания и восстановления автомобилестроительного гиганта.
Великому архитектору, бывшему фронтовику, отстраивающему в послевоенное время нашу столицу – Василию Ивановичу Шарапову – 25 августа 2019 года исполнилось бы 103 года. С его именем связаны многие городские строительные структуры и объекты: центр города, жилые районы Волгоградской и Орловской улиц, микрорайоны Восток и Зеленый Луг, Белгосфилармония и Дворец водного спорта.
Вся история Минска – от послевоенной разрухи и до современных дней прошла перед его глазами. Он стал очевидцем и активным участником восстановления столицы, в том числе Минского автозавода…
Уже в августе 1944 года почти 80% промышленных предприятий начали работать, не имея полного комплекта оборудования, значительная часть – в полуразрушенных цехах…
До войны, в 7 км от Минска по Могилевскому шоссе, в Красном Урочище располагалась танковая бригада. Используя оставшиеся ремонтные мастерские, немцы организовали там сначала ремонт, а затем и сборку военных автомобилей. После изгнания оккупантов на базе этих строений (три многоэтажных дома, три казармы и сборочный цех) был создан автосборочный завод.
Первыми машинами, выпущенными предприятием, были американские автомобили Форд и Шеврале, полученные по ленд-лизу. Эта работа проводилась согласно постановлению ГКО от 9 августа 1944 года, в котором поручалось Наркомату «Средмаш» организовать здесь автосборочный завод с мощностью по выпуску 35 автомашин в сутки уже в четвертом квартале 1944 года.
Наркомсредмаш обязывался выполнить силами Средмашстроя необходимые работы по реконструкции и подготовки зданий для сборки грузовых автомобилей в сроки: сборочный цех первая очередь – декабрь 1944 года, вторая – 1 квартал 1945 г, ремонтно-механический и инструментальный цехи – 1 квартал 1945, ремонт жилого фонда (25 тыс. кв. м.) – 4 квартал 1945 г.
Мероприятия предусматривали создание производственных мощностей по сборке автомобилей в 1 квартале 1945 г. – 50 машин в сутки, во 2-м – по 75 машин, в 3-м – по 100 машин в 4-м – по 150 машин. В 4-м квартале 1944 года Совнарком БССР и Средмашстрой обязывались направить заводу по 1000 человек, столько же – во 2-м квартале 1945 года.
Это была первая новая стройка послевоенного Минска
До этого речь шла только о разборке разрушенных зданий жилья и производственных помещений предприятий, о восстановлении всего, что можно было восстановить. К слову, каждый рабочий и служащий должен был отработать 30 часов в месяц на восстановительных работах, студенты – по 15. Вопросу возрождения Минска было придано всенародное значение.
Война внесли свои коррективы, резко изменив облик города. Нужно было строить современный Минск, для чего были приглашены ведущие зодчие страны: академики архитектуры: А.Г. Мордвинов, В.Н. Щусев, В.Н. Семенов…
По воспоминаниям Василия ШАРАПОВА
подготовила Олеся МИХАЛЕНКО, газета «Автозаводец»
Фото из архива Музея истории трудовой славы Минского автозавода

Запчасти в Шадринске для ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, а так же масла, автохимия, аксессуары, аккумуляторы, РТИ, метизы, инструменты от ООО “РосАвто”